РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА КАЛИБРОВКИ

Какова основная цель функционирования Российской системы калибровки в настоящий момент?

Российская система калибровки – совокупность добровольно объединившихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых в части организации и выполнения калибровочных работ направлена на обеспечение единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений и осуществляется в соответствии с едиными требованиями, гармонизированными с международными требованиями и нормами.

Основная цель функционирования РСК - это создание условий для международного признания результатов калибровки и обеспечения доверия к качеству выполнения калибровочных работ со стороны клиентов и партнёров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в РСК и осуществляющих калибровочную деятельность в соответствии с едиными требованиями, гармонизированными с международными требованиями и нормами.

Является ли деятельность Российской системы калибровки (РСК) дублированием деятельности Росаккредитации по аккредитации на техническую компетентность в выполнении калибровочных работ?

Деятельность Российской системы калибровки ни в коей мере не дублирует деятельность Росаккредитации по аккредитации на техническую компетентность в выполнении калибровочных работ. Основная задача Росаккредитации - констатация соответствия калибровочной лаборатории критериям аккредитации, основная задача РСК - оказание помощи в достижении соответствия требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.

Эксперты органов по аккредитации в соответствии с международными правилами не имеют права консультировать аккредитуемые лаборатории, должны быть морально и материально независимы от субъекта аккредитации (индифферентны к нему). Эксперты РСК применяют все свои знания и опыт, чтобы оказать максимальную помощь калибровочным лабораториям в организации их калибровочной деятельности с целью достижения соответствия установленным в РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 требованиям. Причём это делается не только во время процедуры оценки и подтверждения компетентности, но и на всём протяжении действия Свидетельства о регистрации в РСК.

Может ли калибровка выполняться по методике поверки?

Казалось бы, ответ очевиден: если пользователю средства измерения надо знать, соответствует ли средство измерения установленным к данному типу средств измерений требованиям, то, естественно, калибровку надо делать по методике поверки. Тем более, если результаты калибровки должны послужить основанием для выдачи Свидетельства о поверке.

Вторым аргументом является практика последних 22 лет: в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» появилось понятие «калибровка», которое полностью совпадало с понятием «ведомственная поверка» и отличие заключалось только в том, что калибровка оказалась вне сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора.

В большинстве случаев на предприятиях такое отношение к калибровке вполне устраивало и сейчас устраивает. Такое положение не устраивает и не должно устраивать науку, инновационные технологии, измерения, на основании которых могут приниматься решения, связанные с большим риском. Но процент таких измерений по отношению ко всем измерениям, очень низкий.

Кто может быть разработчиком методики калибровки?

Здесь надо обязательно вспомнить «новый завет» калибровщиков – ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к испытательным и калибровочным лабораториям», в соответствии с которым разработчик или изготовитель средства измерений, калибровщик, заказчик калибровочных работ, наконец, стороннее компетентное лицо, к которому вышеперечисленные лица могли обратиться с этой задачей, могут быть разработчиками методики калибровки.

Главное условие – заказчик калибровки должен быть уведомлён, по какой методике будет проводиться калибровка, а в каких-то случаях должен согласовать её. Здесь следует иметь в виду, что при наличии разных методик калибровки, результаты калибровки могут не совпадать, что может привести к конфликтным ситуациям. Таких случаев лучше не допускать, а следовать принципу: одна группа (тип) средств измерений – одна методика калибровки.

Есть ли какая-то связь и зависимость между калибровкой средств измерений и испытаниями в целях утверждения типа, аттестацией методик измерений, поверкой средств измерений?

Прямая связь и прямая зависимость. Что такое испытание средств измерений с целью утверждения типа как не определение действительных значений метрологических характеристик средства измерений при различных значениях влияющих факторов? Т.е. многократная калибровка средства измерения при вариации условий проведения калибровки.

Как определять погрешность методики измерений, если не выделить из неё погрешность средства измерений? Т.е. не осуществить калибровку средства измерений? Как определить, соответствует ли средство измерений установленным требованиям, если не определить действительные значения его метрологических характеристик? Иначе говоря, в основе любого вида метрологического контроля лежит калибровка средств измерений.

С какой целью создаются национальные калибровочные службы?

Всем известно, что измерения – это вид деятельности, требующий времени, квалифицированного персонала, дорогостоящего оборудования, но при этом, как правило, не увеличивающий количество производимой продукции, а скорее удорожающий её. Поэтому перед изготовителями продукции всегда стоит задача минимизации измерительных процедур, особенно повторных и дублирующих.

К таким процедурам относится входной контроля сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, при условии, что они прошли выходной контроль на предприятии-поставщике. Чтобы не осуществлять входной контроль, надо доверять результатам чужого выходного контроля. Так появилась потребность наличия третьего, независимого, компетентного лица, которое, во-первых, установит общие правила осуществления деятельности по калибровке средств измерений, а во-вторых, оценит и подтвердит компетентность в выполнении этих работ.

С этой целью создавались национальные калибровочные службы, чтобы обеспечить взаимное доверие к результатам измерений, а, следовательно, и к результатам калибровки средств измерений, в чём были заинтересованы изготовители и потребители любой продукции, продавцы и покупатели товаров. Иначе говоря, субъекты, у которых могут быть противоположные интересы с точки зрения результатов измерений. И именно общие требования и наличие «третейского», независимого судьи обеспечивает доверие к результатам их деятельности.

С этой точки зрения становится ясно, почему любые ведомственные (отраслевые) системы калибровки не выполняют поставленной задачи. Они в лучшем случае решают задачу унификации деятельности по калибровке средств измерений и обеспечения доверия внутри ведомства. Но никак не вне его. Интересы потребителя деятельности этого ведомства могут не только не приниматься в расчёт, но и могут быть ущемлены.